Муниципальное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья «ГОРИЗОНТ» |
Главная Программа Положение Зачисление Участия в мероприятиях Контакты нет-школа |
||||
Программа развития МОУ специальной (коррекционной) школы-интерната «Горизонт» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ.
1.Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения в рамках программы развития.
В настоящее время интерес к проблеме помощи людям с ограниченными возможностями интеллектуального и физического здоровья значительно вырос. Вопросы образования, социализации, подготовке к самостоятельной жизни и интеграции в общество самые актуальные на сегодняшний день. Количество обучающихся 2008-2009 учебном году – 156человек: дети-сироты 62человека. По программе специального (коррекционного) образования восьмого вида обучается 146 человек, 10 человек по программе для глубоко умственно отсталых детей А.Р.Малера. Дети-инвалиды составляют 39%, это 60 человек: детский церебральный паралич-1, заболевание эндокринной систеиы-1, олигофрения-57. Поэтому школа рассматривается нами как система помощи и поддержки семей с детьми-инвалидами, обеспечения максимально возможного развития таких детей через доступное обучение и воспитание. Основные части системы: -обучение -воспитание -сопровождение -обеспечение Главной, систематизирующей, задачей является социальная адаптация ребенка-инвалида, подготовка его к самостоятельной жизни в той мере и степени, которая доступна каждому индивидуально. Универсальной основой для благополучия человека в обществе служит приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил, законов и способов поведения, принятых в обществе. Для успешной социализации необходимо так же наличие социальной мобильности, в быстро меняющихся жизненных условиях. Человек, ограниченный в умственном развитии не в состоянии сам выделить, освоить и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде успешно реализовать в ней свои потребности и цели. Он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Вопросы социализации решаются за счет прямого переноса в содержании обучения и воспитания необходимых социальных знаний, умений и навыков на доступном для этих детей уровне и в доступном объеме. «Особые» учащиеся- это дети с ограниченными возможностями интеллектуального развития. Помимо интеллектуальных ограничений они имеют эмоциально-волевые, психоневрологические и соматические нарушения, у них снижены или отсутствуют познавательные потребности и интересы. Ребенок-инвалид, ограниченный в умственном развитии, нуждается в особой системе помощи и поддержки для самостоятельной адаптации. При формировании образовательного пространства школы мы преследуем идеологию гуманистического направления: главное- это забота о жизненной перспективе воспитанника, его личном и социальном благополучии. А в основе этого лежит успешность человека в труде, самостоятельность в быту и насыщенность интересов в свободное время. Труд, быт, досуг- это три направления, которые определяют содержание проекта «Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовка к самостоятельной жизни и интеграции в общество». Большое значение уделяется укреплению и сохранению здоровья воспитанников. Содержание здоровье сберегающей среды.
Педагогический коллектив выполняет важную задачу: - коррекция дефектов развития умственно-отсталого ребёнка в процессе воспитания и обучения - проведение особой лечебно-оздоровительной работы, направленной на укрепление общего физического состояния воспитанников.
2. Цели и задачи программы.
Цель: Создание единого образовательного пространства для поддержки семей с детьми-инвалидами, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество. Задачи:
3. Этапы реализации программы. I этап- Диагностический: осуществление индивидуальной диагностики Включает в себя следующие виды работ: - создание постоянно действующей системы мониторинга уровня обученности и воспитанности, «качества жизни» воспитанников-инвалидов; - создание коррекционно-развивающей среды; - создание системы самореализации обучающихся-инвалидов в социум; - формирование банка данных. II этап- Социально-психологическая адаптация, наблюдение за воспитанниками, выработка рекомендаций по основным направлениям работы. Предполагает: - создание реальных жизненных ситуаций, в ходе которых дети будут приобретать компетентность в действиях на основе собственной активности и опыта; - создание гибких организационных форм обучения, воспитания в контексте индивидуальной педагогической работы, обеспечивающей ему знания на нахождение адекватных ответов в меняющихся жизненных ситуациях, то есть развитие компенсанаторных механизмов личности, позволяющих подростку с ОВЗ приобретать умение жить в мире, чувствовать себя частью целого. Создание партнёрских отношений с родителями и включение их в деятельность в качестве заинтересованных лиц. III этап- Коррекционный: проведение лечебно-оздоровительных, коррекционных мероприятий, а так же, мероприятий, направленных на профессионально-трудовую ориентацию. Вовлечение детей в социально-полезную деятельность, формирование разносторонних интересов и увлечений через участие в кружках, секциях, досуговых мероприятиях, укрепление физического и психического здоровья, формирование основ правовой культуры. IV этап- Заключительный: диагностика результативности проведенных мероприятий в рамках программы.
4. Мероприятия программы. Все мероприятия распределены по блокам:
«Дорога надежды». Мероприятия блока направлены на формирование у детей-инвалидов навыка адаптации к быстроменяющимся реалиям жизни, позволяют формировать жизненную компетенцию ребёнка с ОВЗ. Претворение в жизнь выбранных программ, сфокусированных на социальной адаптации, выборе профессии очень важно для воспитанников. Запланированные мероприятия способствуют формированию у детей-инвалидов (детей-сирот) ориентационных схем, позволяющих адаптироваться в социальной среде, находить возможности реализации себя в профессиональной деятельности, обучают технологиям поиска работы и трудоустройства. « Умные игры». Девиз блока: «Игра-это норма, а ребёнок должен играть, даже когда это невозможно». Создание игровых ситуаций, стимулирующих саморазвитие детей основная цель блока. Игра- это школа реальных отношений, в образовательном пространстве выступает как школа социальных отношений. В игре представлены межличностные отношения людей, взаимной зависимости в соответствии с установленными в игре правилами. В условиях такого общения ребёнок сталкивается с необходимостью применить на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим, приспосабливает их к разнообразным, конкретным ситуациям. «Мостики дружбы». Идея блока основана на возрождении традиций уважения общечеловеческих ценностей, укрепление Российских традиций и продвижения в обществе идей добра, милосердия, взимовыручки. Именно опираясь на это, мы задействуем социум в реализацию нашего проекта. Дети с ОВЗ выделены, как особый объект, способный не только брать от общества, но они должны стать полезными и значимыми. Кроме того мероприятия позволят расширить представление о возможностях детей-инвалидов. «СемьЯ», «Преодоление». Не случайно мы объединили эти два блока. Спорт и здоровье связаны между собой очень тесно. Объединив мероприятия данного блока, мы добьёмся того, что занятия физической культурой и спортом станут наиболее популярными среди детей-инвалидов и их родителей, создадут ситуацию успеха. Цель такой работы в том, что бы использовать педагогические технологии и методические приёмы для демонстрации детям-инвалидам значимости физического и психического здоровья человека и осознание ими важности здоровья для будущей самореализации. Преследует выполнение следующих задач: воспитать сознательное отношение к сохранению и укреплению собственного здоровья, формировать основы гигиенической культуры. «Наш дом». Совместная работа детей, родителей, педагогов по благоустройству способствует реализации общих задач нравственного, умственного и эстетического воспитания и даёт возможность освоить навыки по значимой для человека работе. В число наиважнейших навыков, необходимых ребёнку для всей последующей жизни, входят навыки рационального и безопасного труда при работе с сельскохозяйственными, бытовыми инструментами, а этому как раз будет способствовать работа на пришкольном участке и на огороде. Так же всё это позволит воспитать ответственное отношение и возможность практически формировать умения и навыки коллективной трудовой деятельности. «Дари добро». В развитии межличностных отношений возникает и развивается сложная гамма чувств, которые характеризуют ребёнка-инвалида, как социализированного человека. Мероприятия блока посвящены воспитанию в детях сопереживания, доброты, отзывчивости, взаимопомощи. Личный пример педагогов, родителей, опыт ветерана поможет уяснить и понять, почему люди должны быть внимательны друг к другу, близким, товарищам. С уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, когда он в ней нуждается. Дети поймут, что добрые дела надо делать не за похвалу. «Созвездие талантов». Выявление потребностей, интересов и склонностей обучающихся- основная задача раздела. Создание широкого простора для творческой реализации интересов детей через кружки и творческие объединения, использование нестандартных форм внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей позволяет для каждого создать ситуацию успеха. Через организацию кружков «Батик», «Вязание», «Вышивка», «Сувенир» у детей складывается ответственное отношение к своим обязанностям, к результатам своего труда. Ребёнок обеспечен соответствующим материалом, инструментами, но в процессе работы он учиться рационально использовать и распределять, приобретает привычку организовывать своё рабочее место, развивается самостоятельность и его способности. «Маршруты важных дел». Мероприятии направлены на социальное формирование личности детей с ОВЗ. Для всех участников проекта создаётся максимальное количество возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и творческих способностей. У детей развивается инициатива, расширяется кругозор, приобретаются коммуникативные навыки.
- «Индивидуальные групповые коррекционные занятия»1-7 класс; - «Уборщик служебных помещений»; - «Дворник»; - «Рабочий по обслуживанию, текущему ремонту здания»; - «Семья».
- «Семья»; - «Коммунальные услуги»; - «Транспорт»; - «Магазин»; - «Театр».
- выездные концерты; - игротеки; - Дни открытых дверей; - обмен опытом с другими образовательными учреждениями; - СМИ.
- «Мама, папа, я- спортивная семья!»; - туристический слет; - дни здоровья; - мини-спартакиада; - веселые старты; - совместные соревнования по футболу, баскетболу, хоккею; - туристические походы.
- летний оздоровительный лагерь при учреждении: 32- инвалиды дети-сироты, 15- дети-инвалиды из семей; - консультации и индивидуальные занятия специалистов: логопед, психолог, инструктор ЛФК, психиатр, педиатр.
- оформление игровой зоны; - организация субботников; - разбивка цветников; - организация работы на пришкольном огороде; - разбивка Аллеи Выпускников; - сотрудничество с Центром Занятости; - организация работы трудовых бригад.
- «Батик»; - «Вышивка»; - технический кружок «Сувенир»; - «Вязание».
- экскурсии: ПУ-34, ПУ-60, колледж №1, предприятия по профилю: деревообрабатывающие, бытового и сервисного обслуживания, швейное; - выставки-продажи- 3; - клуб по интересам; - клуб выходного дня: кафе «Учимся готовить», советы бабушек «Вторая жизнь вещей», «Мир семейных увлечений»; - встречи с представителями разных профессий: обувщик, швея, озеленитель, санитарка; - тематические праздники, вечера: «Под счастливой крышей», «Город счастливых надежд», «Дорогие мои старики», «Вечер при свечах»; - вечер встречи выпускников.
5.Ожидаемые результаты программы. В результате получим единое образовательное пространство, необходимое для полноценного развития ребёнка с ОВЗ.
Участники программы дети-инвалиды приобретут комплекс необходимых умений и навыков в области труда, досуга, быта, что позволит им успешно интегрироваться в общество. Навыки труда:
Навыки быта:
Навыки досуга:
Благодаря реализации мероприятий проекта ребёнок усвоит правила, которые сформируют его самоуважение. Он приобретёт право на имя, на уважительное отношение других; право на отношение к себе как к представителю определённого пола; право на своё прошлое, настоящее, будущее; право на долг перед другими, которое можно сформулировать как право быть обязанным.
|
факс: 458235, 460939. e-mail: si_gorizont@mail.ru |