Муниципальное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья
«ГОРИЗОНТ»
Главная
Программа
Положение
Зачисление
Участия в мероприятиях
Контакты
нет-школа

                                       Программа развития

МОУ специальной (коррекционной) школы-интерната «Горизонт»

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ.

 

1.Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения в рамках

   программы развития.

 

      В настоящее время интерес к проблеме помощи людям с ограниченными возможностями интеллектуального и физического здоровья значительно вырос. Вопросы образования, социализации, подготовке к самостоятельной жизни и интеграции в общество самые актуальные на сегодняшний день.

       Количество обучающихся 2008-2009 учебном году – 156человек: дети-сироты 62человека. По программе специального (коррекционного) образования восьмого вида обучается 146 человек, 10 человек по программе для глубоко умственно отсталых детей А.Р.Малера. Дети-инвалиды составляют 39%, это 60 человек: детский церебральный паралич-1, заболевание эндокринной систеиы-1, олигофрения-57.

      Поэтому школа рассматривается нами как система помощи и поддержки семей с детьми-инвалидами, обеспечения максимально возможного развития таких детей через доступное обучение и воспитание.

     Основные части системы:

           -обучение

           -воспитание

           -сопровождение

           -обеспечение

      Главной, систематизирующей, задачей является социальная адаптация ребенка-инвалида, подготовка его к самостоятельной жизни в той мере и степени, которая доступна каждому индивидуально.

     Универсальной основой для благополучия человека в обществе служит приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил, законов и способов поведения, принятых в обществе. Для успешной социализации необходимо так же наличие социальной мобильности, в быстро меняющихся жизненных условиях.

     Человек, ограниченный в умственном развитии не в состоянии сам выделить, освоить и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде успешно реализовать в ней свои потребности и цели. Он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме.

     Вопросы социализации решаются за счет прямого переноса в содержании обучения и воспитания необходимых социальных знаний, умений и навыков на доступном для этих детей уровне и в доступном объеме.

     «Особые» учащиеся- это дети с ограниченными возможностями интеллектуального развития. Помимо интеллектуальных ограничений они имеют эмоциально-волевые, психоневрологические и соматические нарушения, у них снижены или отсутствуют познавательные потребности и интересы.

      Ребенок-инвалид, ограниченный в умственном развитии, нуждается в особой системе помощи и поддержки для самостоятельной адаптации.

     При формировании образовательного пространства школы мы преследуем идеологию гуманистического направления: главное- это забота о жизненной перспективе воспитанника, его личном и социальном благополучии. А в основе этого лежит успешность человека в труде, самостоятельность в быту и насыщенность интересов в свободное время.

     Труд, быт, досуг- это три направления, которые определяют содержание проекта «Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовка к самостоятельной жизни и интеграции в общество».

       Большое значение уделяется укреплению и сохранению здоровья воспитанников.


Содержание здоровье сберегающей среды.


 

Педагогический коллектив выполняет важную задачу:

- коррекция дефектов развития умственно-отсталого ребёнка в процессе воспитания и обучения

-   проведение особой лечебно-оздоровительной работы, направленной на укрепление общего физического состояния воспитанников.

 

2. Цели и задачи программы.

 

Цель: Создание единого образовательного пространства для поддержки семей с детьми-инвалидами, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции  в общество.

Задачи:

  1. Создать комфортные условия для обеспечения максимально возможного развития детей-инвалидов и их социализации.
  2. Привлечь социальных партнеров для  профессионально-трудовой адаптации и последующего трудоустройства детей-инвалидов.
  3. Обеспечить адресную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь семье, имеющей ребёнка-инвалида.
  4. Привлечь внимание общества к проблемам семей с детьми-инвалидами, формировать позитивное общественное сознание и толерантность.
  5. Сформировать материально-техническую базу для реализации проекта.
  6. Усовершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров педагогических и иных работников, осуществляющих образовательную деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

3.  Этапы реализации программы.

I этап- Диагностический: осуществление индивидуальной диагностики

         Включает в себя следующие виды работ:

         - создание постоянно действующей системы мониторинга уровня обученности и

           воспитанности, «качества жизни» воспитанников-инвалидов;

         - создание коррекционно-развивающей среды;

         - создание системы самореализации обучающихся-инвалидов в социум;

         - формирование банка данных.

II этап- Социально-психологическая адаптация, наблюдение за воспитанниками, выработка  рекомендаций по основным направлениям работы.

        Предполагает:

        - создание реальных жизненных ситуаций, в ходе которых дети будут приобретать

          компетентность в действиях на основе собственной активности и опыта;

        - создание гибких организационных форм обучения, воспитания в контексте

          индивидуальной педагогической работы, обеспечивающей

          ему знания на нахождение адекватных ответов в меняющихся жизненных

          ситуациях, то есть развитие компенсанаторных  механизмов личности,

          позволяющих подростку с ОВЗ приобретать умение жить в мире, чувствовать

          себя частью целого. Создание партнёрских отношений с родителями и 

          включение их в деятельность в качестве заинтересованных лиц.

III этап- Коррекционный: проведение лечебно-оздоровительных,                           коррекционных мероприятий, а так же,  мероприятий, направленных на профессионально-трудовую ориентацию. Вовлечение детей в социально-полезную деятельность, формирование разносторонних интересов и увлечений через участие в кружках, секциях, досуговых мероприятиях, укрепление физического и психического здоровья, формирование основ правовой культуры.

IV этап- Заключительный: диагностика результативности проведенных мероприятий в рамках программы.

     

      4. Мероприятия программы.

Все мероприятия распределены по блокам:

  • «Дорога надежды»
  • «Умные игры»
  • «Мостики дружбы»
  • «СемьЯ»
  • «Преодоление»
  • «Наш Дом»
  • «Дари добро»
  • «Созвездие талантов»
  • «Маршруты важных дел»

 

«Дорога надежды».

     Мероприятия блока направлены на формирование у детей-инвалидов  навыка адаптации к быстроменяющимся реалиям жизни, позволяют формировать жизненную компетенцию ребёнка с ОВЗ. Претворение в жизнь выбранных программ, сфокусированных на социальной адаптации, выборе профессии очень важно для воспитанников.

     Запланированные мероприятия способствуют формированию у детей-инвалидов (детей-сирот) ориентационных схем, позволяющих адаптироваться в социальной среде, находить возможности реализации себя в профессиональной деятельности, обучают технологиям поиска работы и трудоустройства.

« Умные игры».

     Девиз блока: «Игра-это норма, а ребёнок должен играть, даже когда это невозможно». Создание игровых ситуаций, стимулирующих саморазвитие детей основная цель блока.

    Игра- это школа реальных отношений, в образовательном пространстве выступает как школа социальных отношений.  В игре представлены межличностные отношения людей, взаимной зависимости в соответствии с установленными в игре правилами. В условиях такого общения ребёнок сталкивается с необходимостью применить на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим, приспосабливает их к разнообразным, конкретным ситуациям.

    «Мостики дружбы».

    Идея блока основана на возрождении традиций уважения общечеловеческих ценностей, укрепление Российских традиций и продвижения в обществе идей добра, милосердия, взимовыручки.

    Именно опираясь на это, мы  задействуем социум в реализацию нашего проекта.

     Дети с ОВЗ выделены, как особый объект, способный не только брать от общества, но они должны стать полезными и значимыми.

     Кроме того мероприятия позволят расширить представление о возможностях детей-инвалидов. 

«СемьЯ», «Преодоление».

    Не случайно мы объединили эти два блока. Спорт и здоровье  связаны между собой очень тесно.

    Объединив мероприятия данного блока, мы добьёмся того, что   занятия физической культурой и спортом станут наиболее популярными среди детей-инвалидов и их родителей,  создадут ситуацию успеха. Цель такой работы в том, что бы использовать педагогические технологии и методические приёмы для демонстрации детям-инвалидам значимости физического и психического здоровья человека и осознание ими важности здоровья для будущей самореализации. Преследует выполнение следующих задач: воспитать сознательное отношение к сохранению и укреплению собственного здоровья, формировать основы гигиенической культуры.

«Наш дом».

    Совместная работа детей, родителей, педагогов по благоустройству способствует реализации общих задач нравственного, умственного и эстетического воспитания и даёт возможность освоить навыки по значимой для человека работе. В число наиважнейших навыков, необходимых ребёнку для всей последующей жизни, входят навыки рационального и безопасного труда при работе с сельскохозяйственными, бытовыми инструментами, а этому как раз будет способствовать работа на пришкольном участке и на огороде.

      Так же всё это позволит воспитать ответственное отношение и возможность практически формировать умения и навыки коллективной трудовой деятельности.

«Дари добро».

     В развитии межличностных отношений возникает и развивается сложная гамма чувств, которые характеризуют ребёнка-инвалида, как социализированного человека.

      Мероприятия блока посвящены воспитанию в детях сопереживания, доброты, отзывчивости, взаимопомощи.         Личный пример педагогов, родителей, опыт ветерана поможет уяснить и понять, почему люди должны быть внимательны друг к другу, близким, товарищам. С уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, когда он в ней нуждается. Дети поймут, что добрые дела надо делать не за похвалу.

«Созвездие талантов».

    Выявление потребностей, интересов и склонностей обучающихся- основная задача раздела. Создание широкого простора для творческой реализации  интересов детей через кружки и творческие объединения, использование нестандартных  форм внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей позволяет для каждого создать ситуацию успеха.

   Через организацию кружков «Батик», «Вязание», «Вышивка», «Сувенир» у детей складывается ответственное отношение к своим обязанностям, к результатам своего труда. Ребёнок обеспечен соответствующим материалом, инструментами, но в процессе работы он учиться рационально использовать и распределять, приобретает привычку организовывать своё рабочее место, развивается самостоятельность и его способности.

«Маршруты важных дел».

   Мероприятии направлены на социальное формирование личности детей с ОВЗ. Для всех участников проекта создаётся максимальное количество возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и творческих способностей. У детей развивается инициатива, расширяется кругозор, приобретаются коммуникативные навыки.

  1. Реализация программ:

- «Индивидуальные групповые коррекционные занятия»1-7 класс;

- «Уборщик служебных помещений»;

- «Дворник»;

- «Рабочий по обслуживанию, текущему ремонту здания»;

- «Семья».

  1. Разработка и реализация тематических ролевых игр по возрастам:

- «Семья»;

- «Коммунальные услуги»;

- «Транспорт»;

- «Магазин»;

- «Театр».

  1. Презентация учреждения:

- выездные концерты;

- игротеки;

- Дни открытых дверей;

- обмен опытом с другими образовательными учреждениями;

- СМИ.

  1. Спортивные мероприятия:

- «Мама, папа, я- спортивная семья!»;

- туристический слет;

- дни здоровья;

- мини-спартакиада;

- веселые старты;

- совместные соревнования по футболу, баскетболу, хоккею;

- туристические походы.

  1. Оздоровительные мероприятия:

- летний оздоровительный лагерь при учреждении: 32- инвалиды дети-сироты,              15- дети-инвалиды из семей;

- консультации и индивидуальные занятия специалистов: логопед, психолог, инструктор ЛФК, психиатр, педиатр.

  1. Работа по благоустройству и озеленению пришкольной территории, участие в ремонтных работах:

- оформление игровой зоны;

- организация субботников;

- разбивка цветников;

- организация работы на пришкольном огороде;

- разбивка Аллеи Выпускников;

- сотрудничество с Центром Занятости;

- организация работы трудовых бригад.


  1. Организация шефской работы над ветеранами школы-интерната.
  1. Организация кружков для детей-инвалидов сотрудниками интерната и родителями:

- «Батик»;

- «Вышивка»;

- технический кружок «Сувенир»;

- «Вязание».

 

  1. Воспитательные мероприятия:

- экскурсии: ПУ-34, ПУ-60, колледж №1, предприятия по профилю: деревообрабатывающие, бытового и сервисного обслуживания, швейное;

- выставки-продажи- 3;

- клуб по интересам;

- клуб выходного дня: кафе «Учимся готовить», советы бабушек «Вторая жизнь вещей», «Мир семейных увлечений»;

- встречи с представителями разных профессий: обувщик, швея, озеленитель, санитарка;

- тематические праздники, вечера: «Под счастливой крышей», «Город счастливых надежд», «Дорогие мои старики», «Вечер при свечах»;

- вечер встречи выпускников.

 

5.Ожидаемые результаты программы.

  В результате получим единое образовательное пространство, необходимое для полноценного развития ребёнка с ОВЗ.

 

 Участники программы дети-инвалиды приобретут комплекс необходимых умений и навыков в области труда, досуга, быта, что позволит им успешно интегрироваться в общество.

Навыки труда:

  • овладение определенными моторными навыками и умениями их применять к определенному виду деятельности;
  • коммуникативная толерантность;
  • умение подчинять свою деятельность временным рамкам;
  • адекватное соотнесение качества выполненной работы и реальной оплаты результата своей деятельности.

 

Навыки быта:

  • организовать и благоустроить быт;
  • овладение навыками рационального использования бюджетных средств;
  • осознавать роль семьи в жизни общества, в жизни человека;
  • умение разграничивать адресно-социальные службы.

 

Навыки досуга:

  • умение планировать свое свободное время;
  • хранение семейных традиций;
  • умение соотносить свои потребности с общечеловеческими ценностями жизни;
  • иметь четкое представление о здоровом образе жизни и способами его достижения;
  • позитивно организовать свой досуг.

 

Благодаря реализации мероприятий проекта ребёнок усвоит правила, которые сформируют его самоуважение. Он приобретёт право на имя, на уважительное отношение других; право на отношение к себе как к представителю определённого пола; право на своё прошлое, настоящее, будущее; право на долг перед другими, которое можно сформулировать как право быть обязанным.

 

Главная    Программа    Положение    Зачисление    Участия в мероприятиях    Контакты

адрес: г.Тюмень, ул.Игримская, д. 32, тел.: 458235, 460939, 458339.
факс: 458235, 460939. e-mail: si_gorizont@mail.ru
Hosted by uCoz